Вы здесь
Что делать, если ребенок не слушается?
Ребенок вышел из младенческого возраста, и казалось бы, хлопот у родителей должно поубавиться: больше не надо менять подгузники, вставать по ночам… Но на самом деле, большая часть испытаний еще впереди. С двух лет у ребенка начинается крайне сложный период развития. Малыш становится очень упрямым, отказывается делать все, что его ни попросят. Чуть что выходит не так, как он хочет, тут же закатывает истерику. Родители удивляются, отчего вдруг так резко испортился характер у их чада, почему ребенок перестал слушаться, что делать с этим. А ничего особенного вовсе и не произошло, наоборот, все идет как надо. Дите растет, развивается, начинает отстаивать свою самостоятельность и независимость. В общем, ничего ненормального в непослушных детях нет, вот только родителям они доставляют массу хлопот. Так что будем разбираться в ситуации.
Метод пряника
Принуждать, понукать, выражать недовольство, обижаться и раздражаться несложно, это мы все умеем. Вот только метод кнута - в прямом или переносном смысле - сам по себе малоэффективен. Все-таки кнут должен подкрепляться и каким-то пряником. Чтобы добиться желаемого, мало ругать за непослушание, надо не забывать хвалить за послушание, причем делать это искренне и от всей души. Хвалить нужно умеючи, в этом занятии есть свои тонкости. Например, ребенок не может ждать два дня, пока мама решит презентовать ему килограмм конфет за то, что он ведет себя послушно сейчас. Два дня для него это целая вечность, и связь между хорошим поступком и конфетами он усмотреть не способен. Многого дитю не надо, достаточно улыбки и парочки одобрительных слов, но вознаграждение должно быть получено немедленно. То же, кстати, касается и наказаний. Отложенные на потом наказания – воплощение несправедливости и неэффективности. Ведь изменить что-то все-равно уже невозможно. Справедливая кара должна настигать сразу же или уже не настигать совсем.
Сказано – сделано
Нет лучшего способа сделать так, чтобы ребенок перестал слушаться, чем запретить что-то и не добиться соблюдения своего запрета. Малыш лезет в шкаф, переворачивает и вытряхивает вещи на пол. Мама говорит: «Нельзя, прекрати это немедленно», обещает оставить без сладкого, но тут же, утомившись, перестает обращать внимание на ребенка. Какой урок он должен из этого извлечь? Видимо, что мамины слова ничего не стоят, и слушаться ее совершенно необязательно. Еще хуже – позволить дитю устроить истерику и в конце концов сделать именно то, чего он и добивался. В этом случае, вы приучаете ребенка не только не слушаться, но и достигать своих целей, выматывая вам нервы. Не обесценивайте свои слова. Если уж что-то требуете или запрещаете, обязательно добивайтесь выполнения этого. Данная задача кажется вам неосуществимой на практике? Может быть потому, что запретов и требований слишком много?
Поменьше принуждения
Маленький ребенок не слушается в порядке протеста, не слушается именно потому, что вы к чему-то его принуждаете. Это реакция на ваши слова и поступки. В точном соответствии с третьим законом Ньютона: сила действия равна силе противодействия. Перестаньте его заставлять, и он тут же перестанет быть таким упрямым. Что же, позволить ему делать все что угодно? Вовсе нет. Есть масса способов добиться того, что вам нужно, без прямого принуждения. Не выдвигайте требования в директивном порядке, спрашивайте, не хочет ли он что-то сделать: «Пойдем сегодня на прогулку?» Предоставляйте мнимую альтернативу: «Ты красные сапожки оденешь или синие?» Представляйте нужный образ действий в соблазнительном свете: «Ну и как хочешь, а там наверно, подружка твоя с горки катается». Бывают, конечно, ситуации, в которых лишняя лирика неуместна, ребенок должен слушаться беспрекословно и выполнять то, что от него требуют, немедленно. Но их на самом-то деле совсем немного.
Просмотров 4393 комментариев 11
Комментарии
Страницы