Вы здесь

Генетическая психология

+1
+37
-1
Генетическая психология и мышление ребенка
Генетическая психология – это направление, развившееся в рамках Женевской школы. Предметом ее исследования является развитие и происхождение интеллекта, формирование понятий: время, пространство, объект и др. Генетическая психология изучает детскую логику, особенности мышления ребенка, механизмы познавательной деятельности, переход форм мышления от простых к сложным. 

 

Основатель генетической психологии

Жан Пиаже – создатель школы генетической психологии, швейцарский ученый и философ. Известны его работы по психологии детей и теория когнитивного развития. Он рано увлекся биологией, до окончания школы написал несколько работ. Научная карьера Жана началась в 10 лет, когда был опубликован небольшой материал о воробьях-альбиносах. Ученый является автором множества книг и сотен статей. Жан Пиаже учился в Невшательском университете, там ему была присвоена степень доктора философии. Некоторое время работал в Париже с создателем IQ-теста Альфредом Бине. При обработке тестов обратил внимание, что дети делают одинаковые ошибки при ответе на определенные вопросы. Это привело ученого к идее, что мышление детей заметно отличается от такового у взрослых, и впоследствии определило интерес к теме развития мышления. В 1921 году Жан Пиаже вернулся в Женеву, где стал директором Института Руссо. С 1955 года до конца жизни он проработал в центре генетической эпистемологии.
 
Жан Пиаже - основатель генетической психологии

 

Какие методы используются в генетической психологии

Генетическими психологами был разработан новый вид исследования, названный методом клинической беседы. Он предполагает изучение не внешних признаков и симптомов, а внутренних процессов, приводящих к возникновению какого либо явления.
 
Применение описанного метода позволило открыть главную черту мышления ребенка – эгоцентризм. Развитие же мышления предполагает переход через децентрацию от этой позиции к более объективной. Такой переход Жан Пиаже определил как главный закон психического развития.
 
Своеобразие развития интеллекта связано со структурами, которые формируются благодаря деятельности. Выполняемые ребенком действия постепенно схематизируются и благодаря символическим средствам (игре, рисунку, имитации, речи) постепенно трансформируются во внутренний план. Далее они соотносятся с другими действиями, сокращаются и примерно к 7 годам преобразуются в операции. Операция является в генетической психологии основной единицей мышления. Ход же психического развития женевские психологи делят на три периода, в рамках которых существуют отдельные стадии.
Помимо стадий, генетических психологов интересует и внутренняя логика преобразования интеллекта. Детское развитие изучается в биологическом аспекте.
 
Представители генетической психологии  занимаются так же памятью, восприятием, воображением и эмоциями. Перечисленные процессы рассматриваются, как полностью подчиненные интеллекту.
Немалый интерес для женевских психологов представляют обучение детей в условиях разных культур, вопросы, связанные с диагностикой умственного развития и патологией мышления, исследования в психолингвистике.
 

Прав ли Пиаже?

Генетическая психология создавалась с такой целью, чтоб на ее платформе была построена эпистемология – учение о научном познании, его происхождении и развитии. Чтобы понять, как эволюционировало научное знание, по мнению Пиаже необходимо проследить в онтогенезе и изучить на детях, как проходило развитие физического, математического и логического знания.
 
Российский ученый Лев Выготский, проанализировал концепцию Пиаже, и пришел к такому выводу: поскольку ребенок всегда зависим от общества, то невозможно на его примере изучать движущие силы развития знания в целом. Таким образом, несмотря на множество достоинств генетической психологии, именно этот ее аспект не считается сильным.
 
Оставить комментарий
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.
Статистика по материалу: Генетическая психология
Просмотров  7741  комментариев  0