Вы здесь

Как мотивировать ребенка на учебу?

+1
-73
-1
Интерес к учебе

Отсутствие интереса к учебе у детей – распространенное явление во многих семьях. Некоторые дети не хотят учиться с первого класса, другие теряют мотивацию в подростковом возрасте. Причины проблемы в каждом из этих случаев немного разные.

Младшая школа

Для младшеклассника крайне важно получать одобрение родителей, важно также чтобы процесс учебы был интересным. Первое условие выполнить не слишком сложно, многие родители делают все необходимое интуитивно. Хотя даже хвалить нужно умеючи, здесь есть свои нюансы и секреты. Например, рассмотрим такую ситуацию. Родителям двоечника кажется, что хвалить ребенка просто не за что, ведь хороших оценок он домой не приносит. В итоге, старается ребенок или не старается, получить моральное вознаграждение у него все-равно нет никаких шансов, ведь перейти с двоек сразу на пятерки невозможно. А значит и стараться нет смысла. Для того чтобы как-то мотивировать ребенка на успех и изменить ситуацию к лучшему, следовало бы хвалить не за абсолютный результат, а за прогресс.

За то, интересно ли ребенку учиться, в значительной степени отвечает учитель, а не родители. Причем повлиять на то, что происходит в школе, у последних не слишком много возможностей. Но и дома можно кое-что сделать. Например, процесс выполнения домашнего задания пойдет гораздо живее, если превратить его в мотивирующую игру. Кто решит задачку быстрее, Саша или Маша?

Не стоит подходить к вопросу слишком формально, учеба заключается вовсе не только в выполнении домашнего задания и получении оценок. Поощрять увлечения ребенка, уделять ему время, беседовать с ним, не лениться отвечать на вопросы, уметь удивить, заинтересовать чем-нибудь – именно это и значит мотивировать на учебу. Детские познавательные книги и журналы, красочные и интересные, часто являются куда более мотивирующей литературой, по сравнению со скучными школьными учебниками.

Помимо всего прочего играет роль и общий комфорт школьника. Само по себе то, что ему нравится ходить в школу и играть с друзьями, конечно, не сделает его отличником, но вот обратная ситуация вполне возможна. Если ребенок неуютно чувствует себя в коллективе, то негативные эмоции переносятся и на учебу.

Средняя и старшая школа

Цикл мотивацииВ средней школе психология ребенка начинает меняться. Мнение родителей отходит для него на второй план. Конечно, подросток по-прежнему продолжает зависеть от матери и отца материально и поэтому вынужден ходить в школу, но одобрение сверстников на этом этапе жизни становится субъективно гораздо более ценным чем одобрение родителей. Отношение подростка к учебе сильно зависит от того, как к ней относятся друзья и одноклассники. Если знания ценятся, он будет стремиться к учебе, чтобы произвести на приятелей впечатление, если же «ботаников» недолюбливают и смеются над ними, на особые успехи вряд ли можно рассчитывать. А вот моральная поддержка со стороны родителей, похвала хотя и мотивируют подростка, но далеко не так хорошо как раньше. Что же делать? Обратить время вспять и вернуть подростку детские ценности нельзя, изменить целевые установки его круга общения тоже. Но можно изменить сам круг общения, перевести ребенка в другую школу.

Другим важным отличием подростка от ребенка-младшеклассника является масштаб жизненных задач. Ребенку достаточно чтобы было интересно прямо сейчас, он не задумывается о завтрашнем дне и не слишком интересуется конечными целями учебы. А вот школьнику постарше важно знать, зачем это все нужно. Лучший способ мотивировать подростка на учебу – дать ему отчетливое понимание смысла его деятельности. Взрослым может казаться, что смысл очевиден, но это вовсе не так. Общие фразы про успех в жизни или поступление в ВУЗ здесь не годятся. Родителям стоит уделить особое внимание этому вопросу, дать возможность школьнику-подростку высказать свои страхи, мечты, сомнения, сформулировать свои представления о будущем. Помочь разобраться с тем, чем он хочет заниматься в жизни, и насколько эти планы осуществимы. Разобраться, каким предметам стоит уделить особое внимание, чтобы достичь поставленной цели.

ВУЗ

Для молодого человека, получающего образование в ВУЗе, интерес к учебе во многом определяется теми же факторами, что и для школьника-старшеклассника. Профессиональные перспективы мотивируют студента. Если же будущее смутно и неопределенно, это выбивает из колеи. Действительно, стоит ли учиться, если неизвестно, пригодится ли полученное образование в будущем? Может быть, и в самом деле не стоит? Так или иначе, студент - это взрослый человек, способный сам принимать решения и отвечать за свои поступки. Вопрос о том, как мотивировать себя и надо ли это вообще делать, ему предстоит решить самостоятельно.

Оставить комментарий
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.
Статистика по материалу: Как мотивировать ребенка на учебу?
Просмотров  6858  комментариев  0