Вы здесь
Как приучить ребенка к самостоятельности?
Ребенок уже совсем большой, 10 лет, но без маминого напоминания ничего не сделает. За уроки не сядет, одежду свою не сложит и даже поесть забудет. Не говоря уж о том, что всюду его за ручку водить приходится. Что ж, это еще полбеды, вот когда мама водит за ручку тридцатилетнее чадо, это уже совсем беда. Почему же так происходит, и как приучить ребенка к самостоятельности?
Самостоятельность – это врожденное или приобретенное качество?
Человеческие дети рождаются совсем не самостоятельными и в первые месяцы жизни только к тому и стремятся, чтобы поскорее очутиться на ручках у мамы. Но это ненадолго. Очень скоро одной только мамы становится недостаточно, и ребенок принимается активно исследовать окружающий мир. Сталкиваясь с запретами, поначалу он воспринимает их достаточно спокойно, но уже к двум годам в характере маленького человечка появляется нечто новое. Впервые малыш осознает себя как отдельную личность и стремится отстоять свои границы и свое право на самостоятельность. В ответ на мамины попытки помочь заявляет: «Я сам!», игнорирует запреты, получая отказ в чем-нибудь, устраивает бурные сцены. А когда все-таки получает то, чего так добивался, тут же теряет к этому интерес. Говорят, ребенок капризничает. Но это не капризы, просто отстоять свое мнение для него гораздо важнее, чем получить игрушку как таковую. Стремление к самостоятельности – качество не врожденное, но естественное. Оно характерно для любого человека и наиболее остро проявляется в возрасте 2-3 лет.
Почему одни дети растут самостоятельными, а другие - нет?
От родителей, на самом-то деле, не требуется ничего особенного. Ребенка вовсе не нужно как-то специально приучать к самостоятельности, он и так к ней стремится. Достаточно просто это стремление не задавить на корню. У родителей, склонных к избыточному контролю, ребенок окружен частоколом всевозможных «нельзя». Любые его попытки проявить инициативу и что-то самостоятельно предпринять натыкаются на запреты. Какой вывод он должен сделать? Вывод напрашивается такой: инициатива и самостоятельность в принципе под запретом.
Запреты могут быть и не прямыми. Если родители воспринимают неодобрительно все, что только ребенок ни сделает, это тоже вовсе не способствует формированию самостоятельности и активной жизненной позиции. Какой смысл что-то предпринимать, если любая деятельность наказуема?
А вот мамы и папы, умеющие хвалить своего малыша и от всей души радоваться его успехам, поддерживать инициативу, а иногда просто-напросто не вмешиваться в важные детские дела, вполне могут рассчитывать на то, что их дитё вырастет предприимчивым и самостоятельным.
Неужели надо все разрешить?
Ребенок не осознает многих опасностей окружающего мира, не понимает и далекоидущих последствий своих поступков. Философски наблюдать, как малыш засовывает гвоздик в розетку или играет на проезжей части, конечно, крайне рискованно. Пренебрегать назначенными врачом уколами и таблетками тоже нельзя, хотя дитю они совсем не нравятся. Нет, разрешить всё и просто предоставить двух-трехлетнего малыша самому себе никак нельзя. Но вот сократить количество запретов до необходимого минимума – очень даже можно. Большая часть детских выдумок достаточно невинна. Так почему бы не предоставить ребенку возможность лично наступать на грабли? Нет лучшего способа приобрести представления о последствиях собственных поступков и об ответственности за них.
Важно также запастись терпением и не ленится поддерживать детские попытки в подражание взрослым помогать в хозяйственных делах. Маме, конечно, гораздо проще и быстрее замесить тесто самой, чем отмывать от него кухню. Проще самой помыть посуду, чем сметать осколки. Но если отстранить ребенка от домашних дел тогда, когда он стремится в них участвовать, в дальнейшем он добровольно к ним уже не вернется.
Что если время уже упущено?
Раннее детство осталось далеко позади, а ребенок очень несамостоятелен для своего возраста – это свершившийся факт. Он уже больше и не пытается проявлять инициативу. Как сделать ребенка самостоятельным теперь, когда время уже давно упущено? Ну во-первых, все-таки прекратить за него жить. Принимать за него решения и делать за него то, что он в состоянии сделать сам. Глядишь, и проснется желание что-нибудь все-таки предпринять самостоятельно. Ах, ботинки не чищены, и вы опасаетесь, что о вас подумают соседи? А вам что важнее – ребенок или мнение соседей? Во-вторых, процесс можно стимулировать, создавая ситуации, благоприятные для проявления инициативы, принятия собственных решений. Почаще спрашивайте ребенка о том, как по его мнению следует поступить, поощряйте выражать свои мысли и отношение к ситуации, делать выбор. И не забывайте хвалить за успехи, ведь мы все очень любим похвалу и готовы на очень многое, лишь бы получить ее снова.
Просмотров 4158 комментариев 3
Комментарии