Вы здесь

Как успокоить плачущего ребенка?

+1
-32
-1
Плачущий ребенок

В детской жизни, которая кажется взрослым такой безоблачной, много всяких горестей. Но что бы ни расстроило малыша – конечный итог один: отчаянный рев. И вот уже родители суетятся вокруг, не зная, что делать. Так что же все-таки?

Реагировать на детский плач можно по-разному. Ну во-первых, если вы и ваши действия – и есть причина плача, ребенка обычно несложно успокоить, сделав то, чего он собственно добивается: купить желанную игрушку, позволить порисовать на ваших документах и т.д. Вот только, чем чаще вы будете идти на такие уступки, тем более частыми и буйными будут истерики. Приученный слезами добиваться своего ребенок постоянно плачет. Что делать в таком случае? Да то же, что и со всеми остальными плачущими детьми, только маленький скандалист не превратится обратно в обычного малыша так сразу, процесс потребует времени, выдержки и терпения.

Во-вторых, на ребенка можно накричать. Этот способ никогда на срабатывает, но тем не менее многие родители почему-то упрямо пытаются его применить. Результат предсказуем: дите принимается плакать еще пуще прежнего. При желании можно усмотреть в столь суровом воспитательном подходе одно преимущество. По крайней мере, такая реакция не приучает ребенка использовать слезы в качестве инструмента манипуляции. Хотя даже это сомнительно, поскольку многие дети предпочитают отрицательное внимание к своей особе полному его отсутствию.

Еще плач можно попросту игнорировать, надеясь, что через какое-то время чадо утихнет само. Это далеко не худший способ, если истерика – только способ манипуляции и ничего кроме. Ну а вообще, печальна и незавидна судьба ребенка, родители которого постоянно игнорируют его самого и его чувства и проблемы. Печальна и судьба взрослого, который из этого малыша вырастет. Кстати, если ребенок постоянно плачет, то он не обязательно манипулятор, для нервных и боязливых детей, недополучающих ласку, это тоже характерно.

Очень действенный способ успокоить плачущего ребенка – переключить его внимание на что-нибудь другое. Вариантов здесь бесчисленное множество: разные сладости и вкусности, мультики и яркие игрушки, а также всякие другие привлекательные вещи и виды деятельности. Этот способ действенный, но хороший ли? Вот так и формируется привычка к компульсивному перееданию. Мы заедаем стресс все теми же сладостями и вкусностями, с возрастом набирая избыточный вес. Сбегаем в иллюзорный мир книг, компьютерных игр и собственных фантазий. Утешаем себя алкоголем и наркотиками. Словом, делаем все что угодно, лишь бы не сталкиваться с реальными проблемами лицом к лицу.

Дитё можно пожалеть и приголубить, наговорить всяких глупостей: «ууу, ты мой бедненький, несчастненький… плохой шкаф, плохой… стукнул Мишеньку по коленке…» Иногда это срабатывает, иногда нет, но вот последствия такого утешательства в отдаленной перспективе не очень хороши. Ребенок, правда, получает эмоциональную поддержку, но вот слова типа «бедненький» и «несчастненький», а также перенос ответственности на окружающий мир формируют устойчивую позицию жертвы.

Порой родители пытаются подойти к детским горестям с рациональной позиции. Принимаются за расспросы, разъясняют, почему именно поехать в зоопарк сейчас никак нельзя, советуют в следующий раз стукнуть обидчика в ответ, назидательным голосом говорят: «не надо было носиться по квартире, тогда бы не упал». Вроде бы метод вполне достойный умного, демократичного родителя. Только малыш почему-то принимается плакать еще горше. На самом деле, ничего удивительного в этом нет, даже взрослые не слишком склонны внимать голосу рассудка, находясь в расстроенных чувствах. В придачу нравоучительные интонации воспринимаются как враждебные, заставляют ребенка чувствовать себя непонятым и одиноким, покинутым один на один со своими проблемами.

И наконец, ребенка можно поддержать. Это совсем не то же самое, что пожалеть, хотя на первый взгляд именно так и кажется. Как это сделать? Озвучить те переживания, которые ребенок испытывает. Повторить эхом то, что он сам только что сказал, или попытаться угадать самостоятельно. «Тебе больно…», «тебе очень хотелось поехать в зоопарк…» Да, именно так, в утвердительной форме. С непривычки подобные словесные формулы кажутся неестественными, но только не детям. При этом важен физический контакт, выражение лица, интонации. Важно, чтобы малыш чувствовал, что его любят, понимают и принимают, относятся к его проблемам серьезно, а не насмехаются над ним, не пытаются отделаться поскорее и не обвиняют. Если плач усилился – значит, вы не угадали. Или с вашими интонациями что-то не так. Если же вы все делаете правильно, дитё постепенно успокаивается и перестает плакать. Не сразу, нет. И это нормально – житейские горести надо пережить, сделать частью своего эмоционального опыта, а не просто поскорее задвинуть на задворки сознания, ведь тогда они рано или поздно напомнят о себе. А вот когда ребенок немножко утихнет, тогда уже можно и поговорить: что-то посоветовать, что-то объяснить. Главное, не впадать при этом в обвинительный тон и все-таки слышать не только себя.

В большинстве ситуаций дети не начинают плакать так сразу, разве что случилось обо что-то больно удариться. До того как зареветь, малыш выражает обиду, недовольство, протест или попросту потребность в общении менее экстремальными способами. И куда лучше, чем успокаивать плачущего ребенка, просто не доводить ситуацию до этого. Но это уже совсем другая история.

Оставить комментарий
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.
Статистика по материалу: Как успокоить плачущего ребенка?
Просмотров  1745  комментариев  0