Вы здесь

Как успокоить плачущего ребенка?

+1
-34
-1
Плачущий ребенок

В детской жизни, которая кажется взрослым такой безоблачной, много всяких горестей. Но что бы ни расстроило малыша – конечный итог один: отчаянный рев. И вот уже родители суетятся вокруг, не зная, что делать. Так что же все-таки?

Реагировать на детский плач можно по-разному. Ну во-первых, если вы и ваши действия – и есть причина плача, ребенка обычно несложно успокоить, сделав то, чего он собственно добивается: купить желанную игрушку, позволить порисовать на ваших документах и т.д. Вот только, чем чаще вы будете идти на такие уступки, тем более частыми и буйными будут истерики. Приученный слезами добиваться своего ребенок постоянно плачет. Что делать в таком случае? Да то же, что и со всеми остальными плачущими детьми, только маленький скандалист не превратится обратно в обычного малыша так сразу, процесс потребует времени, выдержки и терпения.

Во-вторых, на ребенка можно накричать. Этот способ никогда на срабатывает, но тем не менее многие родители почему-то упрямо пытаются его применить. Результат предсказуем: дите принимается плакать еще пуще прежнего. При желании можно усмотреть в столь суровом воспитательном подходе одно преимущество. По крайней мере, такая реакция не приучает ребенка использовать слезы в качестве инструмента манипуляции. Хотя даже это сомнительно, поскольку многие дети предпочитают отрицательное внимание к своей особе полному его отсутствию.

Еще плач можно попросту игнорировать, надеясь, что через какое-то время чадо утихнет само. Это далеко не худший способ, если истерика – только способ манипуляции и ничего кроме. Ну а вообще, печальна и незавидна судьба ребенка, родители которого постоянно игнорируют его самого и его чувства и проблемы. Печальна и судьба взрослого, который из этого малыша вырастет. Кстати, если ребенок постоянно плачет, то он не обязательно манипулятор, для нервных и боязливых детей, недополучающих ласку, это тоже характерно.

Очень действенный способ успокоить плачущего ребенка – переключить его внимание на что-нибудь другое. Вариантов здесь бесчисленное множество: разные сладости и вкусности, мультики и яркие игрушки, а также всякие другие привлекательные вещи и виды деятельности. Этот способ действенный, но хороший ли? Вот так и формируется привычка к компульсивному перееданию. Мы заедаем стресс все теми же сладостями и вкусностями, с возрастом набирая избыточный вес. Сбегаем в иллюзорный мир книг, компьютерных игр и собственных фантазий. Утешаем себя алкоголем и наркотиками. Словом, делаем все что угодно, лишь бы не сталкиваться с реальными проблемами лицом к лицу.

Дитё можно пожалеть и приголубить, наговорить всяких глупостей: «ууу, ты мой бедненький, несчастненький… плохой шкаф, плохой… стукнул Мишеньку по коленке…» Иногда это срабатывает, иногда нет, но вот последствия такого утешательства в отдаленной перспективе не очень хороши. Ребенок, правда, получает эмоциональную поддержку, но вот слова типа «бедненький» и «несчастненький», а также перенос ответственности на окружающий мир формируют устойчивую позицию жертвы.

Порой родители пытаются подойти к детским горестям с рациональной позиции. Принимаются за расспросы, разъясняют, почему именно поехать в зоопарк сейчас никак нельзя, советуют в следующий раз стукнуть обидчика в ответ, назидательным голосом говорят: «не надо было носиться по квартире, тогда бы не упал». Вроде бы метод вполне достойный умного, демократичного родителя. Только малыш почему-то принимается плакать еще горше. На самом деле, ничего удивительного в этом нет, даже взрослые не слишком склонны внимать голосу рассудка, находясь в расстроенных чувствах. В придачу нравоучительные интонации воспринимаются как враждебные, заставляют ребенка чувствовать себя непонятым и одиноким, покинутым один на один со своими проблемами.

И наконец, ребенка можно поддержать. Это совсем не то же самое, что пожалеть, хотя на первый взгляд именно так и кажется. Как это сделать? Озвучить те переживания, которые ребенок испытывает. Повторить эхом то, что он сам только что сказал, или попытаться угадать самостоятельно. «Тебе больно…», «тебе очень хотелось поехать в зоопарк…» Да, именно так, в утвердительной форме. С непривычки подобные словесные формулы кажутся неестественными, но только не детям. При этом важен физический контакт, выражение лица, интонации. Важно, чтобы малыш чувствовал, что его любят, понимают и принимают, относятся к его проблемам серьезно, а не насмехаются над ним, не пытаются отделаться поскорее и не обвиняют. Если плач усилился – значит, вы не угадали. Или с вашими интонациями что-то не так. Если же вы все делаете правильно, дитё постепенно успокаивается и перестает плакать. Не сразу, нет. И это нормально – житейские горести надо пережить, сделать частью своего эмоционального опыта, а не просто поскорее задвинуть на задворки сознания, ведь тогда они рано или поздно напомнят о себе. А вот когда ребенок немножко утихнет, тогда уже можно и поговорить: что-то посоветовать, что-то объяснить. Главное, не впадать при этом в обвинительный тон и все-таки слышать не только себя.

В большинстве ситуаций дети не начинают плакать так сразу, разве что случилось обо что-то больно удариться. До того как зареветь, малыш выражает обиду, недовольство, протест или попросту потребность в общении менее экстремальными способами. И куда лучше, чем успокаивать плачущего ребенка, просто не доводить ситуацию до этого. Но это уже совсем другая история.

Оставить комментарий
Статистика по материалу: Как успокоить плачущего ребенка?
Просмотров  1943  комментариев  0