Вы здесь
Почему человек стал человеком?
Человек – явление в животном мире весьма примечательное. Мы преобразовали свою среду обитания настолько радикальным образом, что следы нашей деятельности видны даже из космоса. Некоторые другие животные тоже вносят усовершенствования в окружающий мир в соответствии со своими потребностями. Например, бобры строят запруды и роют каналы, направляя течение воды. Муравьи расселяют тлю, выделениями которой питаются, и заботятся о полезных для них растениях («сады дьявола»). Но нас отличают колоссальные масштабы деятельности и разносторонний, дифференцированный подход. Муравьи и даже бобры по большей части просто реализуют врожденную программу, они всегда делают приблизительно одно и то же. Мы же преобразуем мир очень разнообразными и нередко чрезвычайно сложными способами. Какие же качества позволяют нам делать это, и что поспособствовало их появлению в процессе эволюции? Почему человек стал человеком?
Мораль и цивилизация
Часто можно услышать, что человек стал человеком тогда, когда обрел мораль, представления об этике поведения. Нам, конечно, лестно думать так. Этика и в самом деле важна, ведь это именно то, что позволяет нам уживаться друг с другом и действовать согласовано. Вот только изобрели ли мы в этом плане что-то новое или просто унаследовали от предков? Существует много видов, ведущих социальный образ жизни, и если внимательно присмотреться к ним, то можно провести немало параллелей с человеческим обществом.
Культурное наследование
Поспособствовали появлению цивилизации руки, унаследованные от обезьян, и развитый интеллект, который помогает нам познавать мир и изобретать что-то новое. Но что делает нас по-настоящему особенными, так это речь. Она дает колоссальные преимущества. Люди не обязаны испытывать все на собственной шкуре. Благодаря слову мы можем узнать то, чего никогда не видели, и даже то, что произошло задолго до нашего рождения. Речь это инструмент, который позволяет распространять информацию потрясающе быстро и эффективно, накапливать ее из поколения в поколение. Фактически, это значит, что в нашем распоряжении находится не только личный интеллект, но и плоды деятельности мозга многих других людей, ныне живущих и уже умерших. Ни один другой вид животных никогда не обладал ничем подобным.
Способность к речи тоже в свою очередь принято связывать с развитием мозга, но дело здесь не столько в особенностях психики, сколько в анатомии и физиологии. Млекопитающие, в отличие от птиц, не способны к членораздельной речи. Не позволяет строение гортани. Шимпанзе и орангутангов можно обучить языку глухонемых, они запоминают сотни знаков и могут даже строить из них простые предложения. Собаки регулярно поражают нас своей сообразительностью и по утверждению хозяев все понимают. Но ни обезьян, ни собак еще не удавалось научить членораздельно произносить хотя бы одно слово.
Человеческая гортань в мире млекопитающих полностью эксклюзивна. Изменение ее строения высвободило творческий потенциал мозга. На первых порах такое строении гортани вовсе не было благоприятным признаком, ведь на то, чтобы люди изобрели язык и начали пользоваться его преимуществами, ушли тысячелетия. Наоборот, строение и расположение нашей гортани подвергает нас риску подавиться. Тем не менее благоприятная мутация закрепилась. Почему? Нет особых причин. Просто случайный дрейф генов, характерный для маленьких сообществ. Редкая удача.
Зачем нам большой мозг?
Но и развитие психики в филогенезе все-таки тоже заслуживает внимание, без необычно большого мозга человек не стал бы человеком. Поэтому стоит остановиться на его развитии подробней. Некоторые ученые считают, что высокий интеллект не был так уж необходим древним людям для выживания, а развился в результате полового отбора. Живут же шимпанзе в джунглях с втрое меньшим количеством серого вещества, и ничего, хорошо себя чувствуют. То есть интеллект – попросту украшение, сродни хвосту павлина или оленьим рогам. А украшение вовсе не обязано быть полезным в практическом плане, даже наоборот, тот же павлиний хвост сильно сокращает срок жизни птицы. Оно существует просто потому, что нужны какие-то критерии для выбора полового партнера – не так уж важно, какие именно. Срабатывает также принцип гандикапа. Это значит, что обладать ярким и неудобным украшением и одновременно сохранять жизнеспособность могут только сильные особи с удачным набором генов. Мозг вполне может претендовать на роль гандикапа, так как потребляет больше энергии, чем любой другой орган, кроме разве что почек. Наверняка понравится эта версия пессимистам-мизантропам, полагающим, что от большого ума одни беды.
Но действительно ли развитие большого мозга у человека так уж загадочно, и надо ли отыскивать замысловатые объяснения? У каждого существа на планете есть какой-то свой набор адаптаций, который позволяет ему выживать. Хищники быстро бегают и обладают острыми клыками и когтями. Травоядные способны переваривать малопитательную траву и листья деревьев. Мы же не можем похвастаться ни хорошими охотничьими задатками, ни многокамерным желудком. Наши предки специализировались на поиске легкой пищи, достаточно калорийной и богатой белком, но неспособной убежать. Ее не так уж много в природе, а потому надо хорошо знать, где и как именно ее можно добыть. Люди, как и все прочие всеядные животные, просто обязаны были обладать хорошей памятью, а также оставаться обучаемыми и изобретательными на протяжении всей жизни. Запоминать местоположение перспективных фруктовых деревьев с пока еще не поспевшими плодами, учиться извлекать личинок из поваленных стволов, находить способы расколоть твердый орех или недогрызенную хищником кость. Конечно, мы умнее других всеядных животных – медведей, кабанов, крыс, ворон, хотя они тоже сообразительны. Но ведь мы и более беспомощны по сравнению с ними в физическом плане: очень слабо развитая мускулатура, тонкая, уязвимая кожа. Развитый мозг компенсирует эти недостатки. Скажем так, наша экологическая специализация зашла наиболее далеко.
Просмотров 4877 комментариев 3
Комментарии