Вы здесь
Психология жертвы
Почему-то так получается, что с некоторыми людьми несчастья случаются чаще, чем с остальными. А значит в них есть что-то, что подвергает их риску. Некий набор качеств, который принято называть виктимностью. Существует даже отдельная научная дисциплина, которая занимается изучением особенностей поведения и личности жертв. Это виктимология. Понимание психологии жертвы помогает профессионалам расследовать преступления, ну а нам, обычным обывателям, может быть, поможет остаться живыми и здоровыми.
Какая она – типичная жертва?
Дорогая одежда, мобильный телефон, ювелирные украшения, конечно, привлекают любителей поживиться за чужой счет. А человек в состоянии алкогольного опьянения это легкая добыча и для карманника, и для грабителя, и для насильника. Однако останавливаться подробно на таких очевидных вещах нет смысла, гораздо интересней рассмотреть психологические особенности потенциальных жертв. Для каждого вида преступлений они разные.
Например, известно, что по статистике жертвами убийств в большинстве случаев становятся люди агрессивные, конфликтные, склонные к риску и не привыкшие считаться с чужим мнением. Обычно они и сами не прочь влезть в драку. Но и любители читать другим нотации тоже рискуют, хватать собеседника за грудки и поливать матом не обязательно. Конечно, уметь при необходимости отстаивать свои права важно, но надо ли провоцировать конфликт самому или идти на принцип при явном неравенстве сил? Кроме того, выразить свою точку зрения можно в разной форме.
С другой стороны, страх, неуверенность в себе, заниженная самооценка тоже притягивают агрессоров. Наверно, здесь срабатывает тот же древний инстинкт преследования, который заставляет собаку гнаться за убегающей добычей. Оптимальный вариант, как чаще всего и бывает, это золотая середина: спокойное, в разумных пределах доброжелательное поведение, уверенность в себе, вежливость.
Сексуальному насилию чаще всего подвергаются женщины, склонные вести себя «соблазнительным» образом. Дело не только в короткой юбке и броском макияже, но и в определенной манере поведения: мимике, интонациях голоса, жестикуляции. Чаще других жертвами становятся представительницы истероидно-демонстративного типа личности. Для них кокетство и игривость является обычной манерой общения, которая ничего особенного не значит, но насильник может считать иначе. Слишком доверчивое и неосторожное поведение тоже может расцениваться как провоцирующее.
Но секс – это не только секс, иногда это еще и форма агрессии. А потому конфликтное поведение или чрезмерная робость и боязливость – все то, что для мужчины могло бы обернуться побоями и, возможно, смертью, для женщины порой заканчивается изнасилованием.
Жертвами истязаний, насилия в семье обычно бывают женщины. В простейшем случае это носительницы зависимого типа личности. Они чувствуют себя беспомощными и убеждены в том, что пропадут, оставшись в одиночестве, а потому терпят любые выходки домашнего тирана, хотя любая другая давно бы дала отпор или ушла. Чуть иными соображениями руководствуются эмоционально зависимые жены, но конечный итог тот же.
Гораздо сложнее обстоит ситуация с созависимыми партнершами. Они играют роль жертвы, потому что им это попросту нравится. Нравится контролировать мужа, нравится ощущать свою правоту и моральное превосходство. Героически вкалывать на двух работах и тащить на себе троих детей и неблагодарного мужа-алкоголика по-своему почетно. И ради желанного чувства собственной значимости такие дамы даже готовы мириться с синяками. Мужа, который назначается ими на роль преследователя, они доводят бесконечными упреками и жалобами на горькую судьбу. Но порой ситуация заходит так далеко, что заканчивается трагедией.
Всегда ли жертва виновата?
Ответственность жертвы – вопрос чрезвычайно деликатный. Прежде всего, надо подчеркнуть, что повышенная виктимность некоторых людей вовсе не снимает вину с преступника. Да, если бы на месте жертвы оказался другой человек, преступление, может быть, и не свершилось бы. Но если бы другой человек оказался на месте преступника, то оно не свершилось бы тем более. Каждый отвечает за свои поступки сам.
Кроме того, в жизни каждого есть место случайности. Психологи, объясняя, в чем заключается психология жертвы, часто нарушают невидимую грань и впадают в слишком категоричный обвинительный тон. В связи с чем у многих само понятие виктимности вызывает непроизвольное отторжение. Ведь это же несправедливо обвинять человека во всех возможных бедах. Ребенок, родившийся инвалидом, не виноват в этом. От пассажира самолета, попавшего в авиакатастрофу, тоже мало что зависело. Да и человек, которого ограбили в темной подворотне, каким бы неправильным ни было его поведение, мог никогда не столкнуться с подобной ситуацией.
Другой вопрос, что жаловаться на злую судьбу и людей, так или иначе причинивших вам ущерб, довольно бессмысленное занятие. Гораздо полезней задуматься о том, как свести к минимуму негативные последствия происшествия и исправить ситуацию. Что предпринять и как скорректировать свое поведение, чтобы избежать подобных неприятностей в будущем.
Психология жертвы в повседневной жизни
В действительности, понятие виктимности выходит далеко за рамки криминологии. Хронические неудачники – типичные носители психологии жертвы. Маску жертвы мы все примеряем хотя бы изредка, перекладывая с себя ответственность на обстоятельства или окружающих. Но некоторые не могут даже представить иного взгляда на жизнь. Конечно, мы живем не в вакууме и наше окружение, действительно, как-то влияет на нас. Однако и от наших собственных действий зависит очень многое. Большинству людей выпадает примерно равное количество благоприятных и неблагоприятных стечений обстоятельств. Разница лишь в том, насколько успешно мы умеем пользоваться первыми и справляться со вторыми.
Задумайтесь о том, как часто вы жалуетесь на невезение. Считаете ли вы, что не смогли достичь чего-то из-за завистливых недоброжелателей или нерадивости (лености, эгоизма, необязательности, упрямства и т.д.) вашего окружения? Если да – возможно, психология жертвы совсем не чужда вам.
Просмотров 7077 комментариев 4
Комментарии