Вы здесь
Развитие психики в филогенезе

Человеческое сознание является уникальным результатом развития высшей психической деятельности. В психологии под психикой принято понимать способность субъекта отражать объективную реальность. Другими словами, это свойство высокоорганизованной материи активно реагировать на внешние раздражители. Чтобы ответить на главные вопросы о сущности психической деятельности нужно знать об особенностях её становления у животных в процессе эволюции. То есть, изучить развитие психики в филогенезе.
Основные подходы к изучению психики
Можно с уверенностью сказать, что психическая деятельность, как предмет изучения, вызывала и продолжает вызывать много споров в научных кругах. Главный вопрос, который на протяжении столетий волнует великие умы человечества: «Кому присуща психика?».
Ещё Р. Декарт выдвинул теорию о том, что психическая деятельность присуща лишь одному человеку, как высшей форме развития. Его теория получила название антропопсихизм и была очень популярна в своё время. Французские материалисты выдвинули идею о всеобщей одухотворённости природы — панпсихизм. Согласно их взглядам, все в этом мире имеет психику, будь то камни, песок или вода. Последователи биопсихизма полагали, что психическая деятельность — свойство исключительно живой природы, в том числе и растений. Дарвин считал, что она свойственна лишь организмам, у которых есть нервная система (нейропсихизм). К.Платонов, немного видоизменив подход Дарвина, полагал, что психика присуща организмам с трубчатой нервной системой и выраженным головным мозгом — мозгопсихизм.
Стадии развития психики в филогенезе
Общепринятая классификация этапов развития психической деятельности в филогенезе принадлежит выдающемуся советскому академику А.Н. Леонтьеву. Согласно Леонтьеву, основным критерием наличия зачатков психической деятельности является чувствительность. Это способность организма реагировать на незначительные внешние раздражители (например, запах, цвет), которые связаны с жизненно важными сигналами (пищей, опасностью). Она позволяет существу ориентироваться в окружающей среде и активно реагировать на внешние стимулы. Например, проявлением чувствительности является изменение траектории движения червя в зависимости от света. Такое поведение характерно для первого этапа развития психической деятельности — стадии элементарной сенсорной чувствительности. Отличительной особенностью психики на этом этапе является отражение отдельных свойств, а не предмета в целом. Например, лягушка реагирует исключительно на движущийся предмет. Она попытается поймать бумажку на верёвочке, но при этом будет полностью игнорировать обездвиженную мошку.
С усложнением строения нервной системы, появлением головного и спинного мозга, связан следующий этап — стадия перцептивной психики. Она характеризуется появлением у животных способности формировать целостный образ, одновременно реагируя на несколько разных стимулов. Также наряду с инстинктами у животных появляются навыки — индивидуальные формы поведения, приобретённые в процессе жизнедеятельности. Особо выраженные навыки наблюдаются у животных, имеющих кору больших полушарий мозга.
Третья стадия развития психической деятельности — стадия интеллекта. Для неё характерно существенное увеличение объёмов головного мозга, дифференцирование клеток коры, а также приумножение количества извилин и борозд. Такие физиологические изменения обусловлены изменение формы отражения. Животное (в частности, приматы) не только воспринимает образ целостно, но и отражает наглядные связи и отношения между предметами. Эта стадия является последней в развитии психики животных. За ней идёт этап появления сознания, который доступен лишь человеку.
Просмотров 37819 комментариев 4
Комментарии